Типы кузовов легковых автомобилей - краткий экскурс.

В течение длительной эволюции дизайна и форм, автомобиль приобрел множество вариантов возможных кузовов. Все эти виды появились далеко не одновременно, однако большая их часть в той или иной форме сохранилась до наших дней;есть и немало забытых и неиспользуемых типов. Для того, чтобы разобраться в этом многообразии форм была написана эта статья, которая даст вполне достаточный багаж знаний для возможности легко сориентироваться между различными кузовами и твердо определить их тип и названия.

Стоит, однако, учесть, что в разных странах и на разных континентах школы дизайна автомобилей шли несколько разными путями и один и тот же кузов в разных странах может называться по разному, сохраняя при этом одинаковые черты; в каких-то странах вид кузова может и делиться на большее количество подвидов. В данной статье была использована терминология, привычная жителю России и ближнего зарубежья.

Также здесь описываются только виды кузова, которые так или иначе сохранились в наши дни и названия которых обозначают именно конструктивные особенности (так, например, многие названия кузовов, которые в начале XX века обозначали вполне конкретные конструкции, в дальнейшем стали использоваться производителями исключительно в рекламных целях, являясь, по сути, совершенно другими кузовами).

Закрытые типы кузовов:

Седан - наиболее распространённый в наши дни тип закрытого кузова. Как правило, трёхобъёмный (багажник, салон и капот имеют ярко выраженные формы), четырёхдверный (без дверцы в задней части) с отделённым от салона багажником и имеет 2 полноценных ряда сидений (обычно для 5 или 6 человек).

Существуют также седаны с удлинённой базой, относящиеся к представительскому классу и имеющие большее количество внутреннего пространства.

BMW 5 E39.

Ford Crown Victoria.

Двухдверный седан - кузов седан с только двумя боковыми дверцами увеличенной длины. Не следует путать данную разновидность с кузовом купе, так как в данном случае имеются 2 полноценных ряда сидений и полноразмерный салон без покатой крыши, а кузов не отличается размерами от версии седана, если таковая существует.

В основном получил распространение в США, причем в маркетинговых целях мог называться и купе, для подчеркивания спортивной направленности автомобиля.

Яркий отечественный представитель - ЗАЗ 968 (несмотря на малые размеры в целом, пространства для передних и задних пассажиров являются относительно одинаковыми).

Oldsmobile 88 - типичный двухдверный седан производства США: имеет две двери, однако оба ряда сидений являются полноценными и кузов не отличается размерами и объёмом от седана.

Купе - как правило трёхобъёмный, двухдверный кузов, без двери в задней части кузова. Может иметь либо только один передний ряд сидений, либо также задний, но сильно уменьшенного размера (в ряде случаев может исполнять чисто декоративную функцию, например, для размещения небольшого багажа). Направленность на водителя с передним пассажиром может выражаться также и в покатой (купированной) линии крыши, сильно понижающейся к задней части автомобиля. Как правило, автомобили с таким кузовом имеют ярко выраженную спортивную направленность, однако он используется и в представительском классе для обеспечения максимального комфорта для водителя и пассажира на переднем сиденьи.

Классическое спортивное купе - Chevrolet Corvette

Представительское купе - Cadillac Eldorado

Существуют варианты, когда купе имеет дополнительные двери для заднего ряда (так называемая формула 2+2), однако, в таком случае они являются второстепенными и используется только для облегчения посадки. Пример - Mazda RX-8.

В наше время, однако, название купе могут носить и другие типы кузовов, трёхдверные (хэтчбеки), двухдверные и четырёхдверные, но это, как правило, делается в маркетинговых целях для подчеркивания спортивной направленности и данный термин используется уже не для обозначения кузова как такового, а, скорее, для позиционирования модели на рынке по её качествам и аудитории. Яркие примеры:

Четырёхдверный седан с покатой линией крыши Mercedes-Benz CLS...

... и четырёхдверный внедорожник BMW X6.

Универсал - двухобъёмный пяти- или, реже, трёхдверный грузопассажирский кузов с дверью в задней частью и длинным задним свесом, равным таковому у седана или больше и объединённым с салоном багажным отделением. Число мест обычно равно пяти или шести, однако бывают и семиместные универсалы с возможностью складывания задних мест для образования багажного отделения. У автомобилей с двумя рядами сидений задний ряд также может иметь возможность складываться.

Пример универсала - Chevrolet Caprice Estate.

Фургон - грузовая версия  универсала, но не имеющая стёкол в багажном отсеке и часто имеющая только один ряд сидений. Также фургоном часто называют и грузовые версии микроавтобусов.

Фургон Lada Largus.

Москвич 2734

Бывают также версии фургона, которые имею отделенный багажный отсек, выполненный в виде платформы.

Пример - ВИС 2347.

Пикап - тип кузов с одним или, редко, двумя рядами сидений и грузовым отсеком в виде открытой платформой, конструктивно и стилистически объединённой с кабиной (в отличие от грузовиков с отдельной платформой). Зачастую выполняется на базе автомобилей повышенной проходимости (SUV).

Ford F-150 - внедорожный пикап.

Пикап, выполненный на базе легковых автомобилей (седанов или купе) называются ют.

Chevrolet El Camino - ют.

Хэтчбек - родственный универсалу двухобъёмный трёх- или пятидверный кузов с задней дверью, но с укороченной задней частью по сравнению с седаном или универсалом, если такие версии существуют. Например версии автомобиля Lada Kalina универсал и хэтчбек принципиально различаются именно длиной задней части, за счёт чего имеют разную общую длину. А хэтчбек ВАЗ 2114 отличается от седана ВАЗ 2115 тем, что багажник выполнен в одном объёме с салоном, но его длина значительно укорочена.

Несмотря на низкую вместительность, хэтчбек более манёвренен по сравнению с универсалом за счёт более короткого заднего свеса, а по сравнению с седаном, погрузка груза значительно облегчена за счёт двери в задней части.

Kia Cee'd.

Минивэн - однообъёмный или, реже, двухобъёмный тип кузова схожий с универсалом, но увеличенного размера, более совмещенным с кузовом капотом и часто с тремя рядами сидений, часть которых может складываться для увеличения багажного отсека. Также иногда может присутствовать сдвижная боковая дверь для облегчения посадки.

Пример схожего с универсалом минивэна - Mitsubishi Space Wagon.

Пример полноценного минивэна - Mitsubishi Delica.

Лимузин - трёхобъёмный (очень редко двухобъёмный, как правило, такие лимузины выполнены на заказ на базе других кузовов) тип кузова, имеющий перегородку за передним рядом сидений. Пассажирский отсек может иметь один, два или больше рядов сидений произвольного расположения.

ЗИЛ-41047.



Разновидности, не относящие к конкретному типу:

Хардтоп - вид оформления кузова, который, прежде всего, лишен центральных стоек  крыши, а также, чаще всего, и обрамляющих их рамок (или же они были сделаны убирающимися вместе со стеклами); был очень распространён в США до конца XX века. Наиболее распространёнными хардтопами были кузовы купе и седаны (как двух- так и четырёхдверные). Такая модификация позволяла улучшить внешний вид, обзорность и вентиляцию, а также придавал автомобилю сходство с кабриолетом, однако ослаблял кузов. В дальнейшем, по мере улучшения систем кондиционирования и изменения автомобильной моды, а также забота о безопасности, отсутствующая центральная стойка перестала использоваться автопроизводителями.

Хардтоп-купе Mercedes C123.

Фастбэк - вид двухобъёмного кузова, в котором линия крыши плавно переходит в крышку багажника и спускается к задней части автомобиля, причем, как правило, для соответствия термину, крышка багажника должна быть отделена от неподвижного заднего стекла. В некоторых моделях, например в некоторых версиях Ford Mustang или в Deloran DMC-12, задний свес может быть отделен от салона и иметь стекло, но поверх иметь отдельное поднимающуюся стеклянную крышку. Сам же тип кузова может, по факту, быть любым:

ГАЗ М-20 "Победа" - пример фастбэка-седана, с отделенной от заднего стекла крышкой багажника.

Porsche 911 - пример фастбэка-купе.

Mercedes-Benz CLS - фастбэк-седан, обозначенный производителем как "четырёхдверное купе" из-за покатой линии крыши.



Каммбэк - вид кузова, похожий на фастбэк, но у которого плавная линия крыши резко обрывается в задней части и почти вертикально спускается вниз.

Citroen CX.

Citroen CX

Ford GT - спортивный каммбэк.

Ford GT

Лифтбэк - вид кузова хэтчбека имеющий длинный задний свес, аналогично седану, крышка багажника выполнена зацело с задним стеклом; в отличие от универсала имеет покатую линию крыши и задней двери. Также может быть трёхобъёмным.

Audi 100 C3 Avant.

ЗАЗ-1103 "Славута" имеет трёхобъемный кузов с задней дверцей.

ЗАЗ-1103

ИЖ-21251; заводом такой кузов именовался "Комби".

ИЖ-21251

Открытые типы кузова:

Кабриолет -двух- или четырёхдверный тип кузова с подъемными боковыми стеклами и складывающейся мягкой или жесткой крышей, которая в сложенном положении может находится либо в багажнике либо в пространстве за пассажирами.

Родстер -двухместный тип кузова со складывающейся мягкой крышей.

Тарга -тип кузова, похожий на родстер, но с закреплённым лобовым и задним стеклом, дугой безопасности за передними сиденьями и съёмной крышей; также в настоящее время любой автомобиль с передними и задними стеклами, дугой безопасности и съёмными частями крыши.

Фаэтон - тип кузова с складывающейся крышей и откидными или отсутствующими боковыми стеклами. Однако с конца XX века так стали называть представительские четырёхдверные автомобили с двумя или тремя рядами сидений.

ЗИЛ-117В

ЗИЛ-117В

 

Новости по теме